Быт

Проживают османцы в собственных домах, которые построены чуть ли не вплотную друг к другу. Дома бедняков, как правило, нелепые одноэтажные, в них ютится вся семья. Лавки, стол, ковер, печь – вот и все нехитрое богатство бедняка. Дома богаче располагаются ближе к центру города, там ,где днем кипит жизнь. Где можно с балкона, попивая горячий чай со сладостями, наблюдать за соседями, торговцами и снующими стайками людей. Ну, а богачи жили в неких подобиях дворцов. Дома претворяют богато украшенные ворота.
Дневной ритм османских подданных — размерен и нетороплив; нет никакой суеты, наоборот, разумная медлительность, которая проявляется в продолжительном обмене приветствиями и любезностями с друзьями, соседями или бесконечной торговле на рынке; ничто не торопит и не подталкивает, все кончается каким-то результатом; в этом и есть выражение философии человека в Османской империи. Между тем никакой лени или безразличия в этой медлительности нет.

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png

Муэдзин созывает правоверных на молитву при восходе солнца. Тюфяки и одеяла убираются в сундуки и стенные шкафы. Перед тем, как приступить к утренней молитве, человек должен привести себя в порядок, где главное омовение — почистить зубы, прополоскать рот и прочистить нос, умыть лицо и пригладить голову, вымыть руки и запястья. Эти омовения повторяются перед каждой молитвой, особенно, если они проходят в мечетях. Для более полной гигиены люди посещают хамам (баню) в своем квартале.
Затем человек одевается. Одежда зависит от социального положения, ранга, состоятельности, и порой наряды поражают своим великолепием. Наконец, он быстро завтракает и уходит по своим делам. Женщины и маленькие дети занимаются хлопотами по дому.

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png
Инфраструктура

Как правило, каждый город империи имеет свою четкую инфраструктуру. Бурса – красивейший город, в котором разбиты многочисленные парки, сады и клумбы. В каждом квартале есть общественные бани – ханум. Город – столица ислама империи, на небольшой территории сосредоточено несколько великолепных мечетей, цвет куполов которых от зеленого до синего.
Город достаточно развязан в плане дорог, но не надо думать, что эти дороги чем-то вымощены. Центральная площадь – да, из крупных булыжников, а вот остальные улочки, улицы и дворы  - это широкие тропинки, по которым может проехать телега, утоптанные до такого состояний, что даже пыль не всегда поднимается, а вот во время дождей появляются огромные лужи и грязь.

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png

Главное место, куда стекается народ по делам и просто пообщаться – это базар и рынки. Если вам нужно просто купить продукты или вы торопитесь, то лучше пойти на рынок, который есть в каждом квартале. Здесь продают продукты питания, а в маленьких лавках можно найти и плуги, и оружие, и посуду, и конечно, прочие мелочи для хозяйственных нужд.
А если вы вознамерились потратить кругленькую сумму, купить себе скакуна, ковер или раба, то милости просим на самый что ни на есть настоящий восточный базар! Он раскинул свои разноцветные шатры недалеко от центральной площади. Здесь, под крики торговцев, звуки музыки, танцы рабынь вы сможете оценить неповторимые ароматы восточных пряностей, острие клинков и узнать последние новости!

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png
Традиции и праздники
В жизни османских семей важное место занимают разного рода события: рождение, обрезание, вступление в брак и кончина. Все они сопровождаются традиционными ритуалами и составляют важную часть семейной жизни. Поскольку такие события достаточно редки, считается хорошим тоном по их случаю демонстрировать свое благополучие и возможности; это влечет за собой расходы, но праздники отмечаются пышно.

а) Рождение. Когда новорожденный появляется на свет, повитуха (эбекадии) обмывает ребенка, произносит над ним молитву, заворачивает в пеленки и кладет в колыбель (бешикили салапджак, «колыбель») или в гамак. Вскоре после рождения, над ребенком и его матерью совершаются охранительные обряды, среди которых самый распространенный — прикрепление амулета. К пеленкам, в которые завернут новорожденный, часто прикрепляется голубая жемчужина, пазарлик, амулет, предназначенный защищать от дурного глаза. Накрытая дорогими тканями, роженица возлежит на своего рода праздничной кровати, и на следующий после рождения ребенка день ее посещают родственники и друзья. По столь важному случаю ей преподносят многочисленные и разнообразные подарки. Родственницам, подругам и соседкам предлагают прохладительные напитки, кофе или рахат-лукум. Период визитов вежливости, подарков и раздачи напитков родственниками роженицы длится около месяца.
Обычно на седьмой день отец дает имя новорожденному, которому в момент обрезания пуповины уже было присвоено первое имя для защиты от дурного глаза.
На седьмой день роженица поднимается и все поют мевлуд, религиозное песнопение, относящееся к рождению пророка. Считаясь нечистой, роженица не должна выходить из дома, по правилам, 40 дней. Согласно традиции, очищение после родов наступает на сороковой день: молодая мать совершает ритуальное омовение дома или идет в хамам в сопровождении акушерки, родственниц, подруг и соседок. В последующие дни мать берет ребенка и наносит визит всем, кто побеспокоился прийти к ней, когда она была прикована к постели.

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png

б) Обрезание (стопчет). Несмотря на то, что оно не предписано текстом Корана, обрезание стало обязательным ритуалом религиозного характера, который санкционирует признание ребенка как мусульманина. Этот обряд обычно совершается на седьмом или восьмом году жизни. Он дает повод для праздничной церемонии.
На протяжении восьми или десяти дней родители, перед предстоящим обрезанием, опекают подростка, с тем, чтобы отвлечь его от страха перед болезненной процедурой. Мальчику надевают великолепный тюрбан, украшенный золотым или серебряным шитьем и плюмажем, и идут с ним навещать родственников и друзей. Операция, которую выполняет цирюльник бритвой, проводится в присутствии имама мечети, читающего молитвы, призванные защитить ребенка.
Обрезание отмечает момент, когда мальчик окончательно покидает общество женщин, чтобы присоединиться к мужчинам; отныне, к своему большому сожалению, он уже больше не может ходить в хамам со своей матерью и сестрами.
Обрезание сыновей султана дает повод для грандиозных торжеств, которые длятся на протяжении многих дней.

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png

в) Свадьба. В городах, для того чтобы подобрать жениха для дочери или невесту для сына, османец обычно прибегает к услугам свахи. Это облегчает установление отношений между матерями, которые рассказывают друг другу о будущих супругах, помогает искать общий язык. И все-таки, решение остается за отцами семейств. Если оно принято, отец жениха, сопровождаемый двумя родственниками или друзьями, отправляется в дом невесты, где окончательно обговаривает с ее отцом детали мероприятия. Молодой человек посылает своей будущей супруге традиционные подарки. Если он богат, он пошлет украшенные драгоценностями зеркальца, наряды, духи; в противном случае, подарит платки, салфетки, суконные ткани. По ходу дела будущий тесть получает агырлык, сумму, покрывавшую расходы на свадьбу. Несколькими днями позже приступают к заключению брачного договора (пиках) в присутствии двух свидетелей и, чаще всего, кади.

Предбрачное время сопровождается сложными традиционными ритуалами, которые длятся в течение недели: вторник посвящается походу невесты в баню, среда — «день хны», когда хну золотой палочкой наносят на пальцы и ладони девушки в знак доброго предзнаменования. Четверг — день показа невесты приглашенным по такому случаю женщинам. Вечером, после обильного ужина и вечерней молитвы в кругу родных и знакомых, жених принимает поздравления квартального имама, отца и свекра, и его подводят к комнате невесты. Пятница — день большого свадебного застолья. Празднества заканчиваются обедом в понедельник, который дают родители жениха для родителей невесты и родственников и друзей обеих семей.

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png

г) Похороны.
По обычаю, когда видят, что больной находится на пороге смерти, его поворачивают головой в сторону Мекки и читают над ним шахада, или молитву — свидетельство его принадлежности к мусульманской вере. После кончины тело покойного обмывают, уши, нос и рот закрывают ватой и заворачивают в саван, из одно куска материи, без швов и только белого цвета. Погребение производится не позже следующего дня после кончины. Мужчины несут покойного на своего рода носилках, накрытых покрывалом с кораническими надписями, до ближайшей мечети. Усопшего никогда не вносят в мечеть, носилки кладутся на специально предназначенный для этого камень (музала таши) во дворе или вне территории мечети. Имам или близкий родственник покойного произносит погребальную молитву, некоторые строфы из Корана и иногда хвалебную речь о почившем.
Могила представляет собой вырытую в земле яму, и покойного, завернутого в саван, кладут в нее прямо на землю, на правый бок, головой в сторону Мекки. Сверху ставят небольшое надгробье и два вертикальных камня, а беднякам ставились надгробья из дерева.
Мусульманин, как правило, не показывает своих страданий перед смертью. Все должно происходить в набожном молчании, лица окружающих грустны и сумрачны, но никто не плачет, не причитает, не жалится.

http://s1.uploads.ru/i/a7wAJ.png

_____________________
Материал был предоставлен Чёртово_колесо специально для проекта Величие и блеск Востока: золотой султанат, и используется нами с разрешения автора. Спасибо за содействие.